Размер Резерва По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2021

Содержание

Резервы в налоговом учете в 2021 году

Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.

Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2021 год на сумму неиспользованного за 2021-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2021 года резервные суммы на 2021-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2021 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2021 году

Резерв по сомнительным долгам для целей бухгалтерского учета должны создавать все компании без исключения, даже малые предприятия. (абз. 1 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности) Однако на практике многие пренебрегают данным требованием и ведут учет задолженности без создания резерва.

Многие банки при оформлении кредитов, займов, обеспечения при анализе отчетности подробно изучают бухгалтерский баланс. Чтобы реально оценить обстановку с дебиторской задолженностью, бухгалтер создает резерв по сомнительным долгам.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ С 2021 ГОДА

Приказом Минфина России от 27.02.2021 № 32н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее — СГС «Доходы»), который вступил в силу с 1 января 2021 года.
Согласно п. 11 СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
Таким образом, СГС «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2021 года.
Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2021 года только по дебиторской задолженности по доходам, признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно.
СГС «Доходы» распространяется на следующие доходы: от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно СГС «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв.
В пункте 4 СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт. В частности, СГС «Доходы» не применяется к доходам, возникающим в результате:

Рекомендуем прочесть:  Пенсионный Фонд Зарплата В 2021

Сомнительной признается задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива.
Критерии признания актива содержатся в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — СГС «Концептуальные основы»), утвержденном приказом Минфина России от 31.12.2021 № 256н.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2021

Резерв по сомнительным долгам формируют, если есть предположение, что покупатель не рассчитается вовремя. При выполнении определенных условий можно будет списать весь долг или его часть за счет резервного фонда и снизить налог на прибыль. В бухгалтерском и налоговом учете резервы формируются по-разному. Разберемся, как сформировать, использовать резерв и учесть разницы между БУ и НУ.

  • Интервальный – компания ежемесячно или ежеквартально определяет сумму отчислений в зависимости от количества дней просрочки. Такой же метод используют в налоговом учете,
  • Экспертный – организация рассчитывает отчисления, исходя из собственных ожиданий. Величина отчислений – это сумма, которая, по мнению компании, не будет погашена.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

Поскольку оплата от ООО «Лютик» до конца ноября 2021 г. не поступила, то ООО «Ромашка» признало эту задолженность в полном объеме сомнительной и приняло решение о создании резерва. Расчет был отражен в бухгалтерской справке.

Перед созданием резерва по сомнительным долгам необходимо провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности на последнее число каждого отчетного (налогового) периода и оформить ее результаты актом (ИНВ-17) (п. 4 ст. 266 НК РФ, Письмо Минфина от 23.05.2021 N 03-03-06/2/29297).

Размер Резерва По Сомнительным Долгам В Налоговом Учете 2021

Перед формированием резерва следует определиться с суммами каждой просроченной задолженности. При этом в сумму резерва не обязательно включать всю просроченную задолженность, поскольку величина резерва является оценочным значением.

Резерв нужно создавать для того, чтобы в отчетности были отражены реальные финансовые результаты и суммы настоящей задолженности покупателей и заказчиков. Резерв следует создавать всегда, когда выявлена сомнительная задолженность.

Рекомендуем прочесть:  Как прописаться в снт по новому закону в 2021 году

Как в налоговом учете создать резерв по сомнительным долгам

Сопоставлять с 10-процентной долей выручки нужно величину создаваемого резерва. А чтобы определить сумму отчислений в резерв, эту величину нужно скорректировать с учетом остатка резерва, созданного в предыдущих отчетных периодах.

5. Определите максимальный размер резерва по сомнительным долгам. Он составляет 10 процентов от выручки организации за отчетный (налоговый) период. При определении максимального размера резерва выручка принимается без учета НДС (письмо Минфина России от 12 ноября 2021 г. № 03-03-06/1/745).

Резерв по сомнительным долгам: когда обязательно его создавать

А с 2021 года добавилось новое правило по резервированию обязательств, вызывающих сомнение. Так, если имеет место встречный характер, т.е. у компании имеются обязательства перед дебитором, то вызывающей сомнение будет только часть недоимки, превышающая встречное обязательство.

  1. Обязательность резервирования по любой недоимке, вызывающей сомнение.
  2. Обязательность в формировании всеми юридическими лицами без исключения.
  3. Формирование независимо от того, будет ли создано аналогичное обеспечение в налоговом учете.
  4. Применяется к задолженности любого типа.
  5. Создается не только по просроченным долгам, но и по задолженности с ненарушенным сроком оплаты, но вызывающей сомнения.
  6. Возможность самостоятельного признания обязательства сомнительным, контрагента неплатежеспособным, а оплаты маловероятной.
  7. Возможность самостоятельного указания величины резервных отчислений.
  8. В части неизрасходованных сумм обязательное списание на финансовые результаты на конец года, следующим за годом образования резервного источника.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2021

  • Интервальный – компания ежемесячно или ежеквартально определяет сумму отчислений в зависимости от количества дней просрочки. Такой же метод используют в налоговом учете,
  • Экспертный – организация рассчитывает отчисления, исходя из собственных ожиданий. Величина отчислений – это сумма, которая, по мнению компании, не будет погашена.

Резерв по сомнительным долгам формируют, если есть предположение, что покупатель не рассчитается вовремя. При выполнении определенных условий можно будет списать весь долг или его часть за счет резервного фонда и снизить налог на прибыль. В бухгалтерском и налоговом учете резервы формируются по-разному. Разберемся, как сформировать, использовать резерв и учесть разницы между БУ и НУ.

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ С 2021 ГОДА

Приказом Минфина России от 27.02.2021 № 32н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее — СГС «Доходы»), который вступил в силу с 1 января 2021 года.
Согласно п. 11 СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.
Таким образом, СГС «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2021 года.
Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2021 года только по дебиторской задолженности по доходам, признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно.
СГС «Доходы» распространяется на следующие доходы: от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно СГС «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв.
В пункте 4 СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт. В частности, СГС «Доходы» не применяется к доходам, возникающим в результате:

Рекомендуем прочесть:  Льготы Работающим Инвалидам 3 Группы В 2021 Году По Трудовому Кодексу

Сомнительной признается задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива.
Критерии признания актива содержатся в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — СГС «Концептуальные основы»), утвержденном приказом Минфина России от 31.12.2021 № 256н.

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С: Бухгалтерии 8»

  • вычисляется сомнительная дебиторская задолженность. С 2021 года при наличии встречных обязательств перед контрагентом для расчета резерва дебиторская задолженность контрагента уменьшается на кредиторскую задолженность перед контрагентом. Данное изменение поддержано в программе, начиная версии 3.0.46.19;
  • вычисляются резервы и формируются записи в регистр бухгалтерии и записи в регистр сведений Расчет резервов по сомнительным долгам. Размер отчислений в резерв рассчитывается в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки (интервальный способ), то есть по правилам налогового учета (п. 4 ст. 266 НК РФ). В налоговом учете величина резерва определяется с учетом ограничения, рассчитанного регламентной операцией Расчет долей списания косвенных расходов.

А вот по состоянию на 31.12.2021 срок возникновения задолженности уже находится в интервале от 45 до 90 календарных дней, поэтому при выполнении операции Расчет резервов по сомнительным долгам за декабрь рассчитывается резерв, и формируется бухгалтерская проводка:

Учет резервов по сомнительным долгам

В программе 1С:Комплексная автоматизация 2 существенно пересмотрен механизм формирования и использования резервов по сомнительным долгам. Обеспечена поддержка учета резервов по сомнительным долгам в соответствии с Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н и ст. 266 НК РФ. Реализованы:

  • учет постоянных и временных разниц при начислении резервов по сомнительным долгам;
  • расчет сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете отдельно от налогового учета;
  • возможность формирования резерва по сомнительным долгам по авансам, выданным поставщикам, и выданным займам;
  • формирование резерва по сомнительным долгам по задолженности, учитываемой в условных единицах и в валюте;
  • списание задолженности за счет имеющихся в учете резервов.

О резервах по сомнительным долгам в налоговом учете

В то же время, инвентаризация дебиторской задолженности для целей создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете может проводиться и в ином, отличном от установленного данной Инструкцией порядке.

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше девяноста календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от сорока пяти до девяноста календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается пятьдесят (50) процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения до сорока пяти календарных дней — сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Виктория Андреевна
Практический опыт работы в качестве юриста общей практики - 8 лет. Всегда онлайн отвечу на Ваши вопросы. Пишите.
Оцените автора