Какие Сервитуты Подлежат Регистрации По Законодательству 2021г

Содержание

Новое законодательство о земельных сервитутах (Аверьянова Н

Реализуя инициативу Президента Российской Федерации о развитии норм гражданского законодательства , авторы Концепции попытались вновь «потянуть одеяло» в отношении земельного вопроса в сторону Гражданского кодекса.
———————————
Указ Президента Российской Федерации от 18.07.2021 N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. N 29 (ч. 1). Ст. 3482.

Правовые основы земельного сервитута заложены статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком. До 1 марта 2021 года Земельный кодекс Российской Федерации четко различал два вида земельного сервитута: публичный и частный. Устанавливалось, что порядок, основания, условия, последствия и иные вопросы, связанные с установлением публичного сервитута, регулируются земельным законодательством, а правовое регулирование установления частного сервитута — сфера гражданского законодательства.
Новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации существенно изменила названную устоявшуюся концепцию.
Прежде всего ликвидировано такое понятие, как частный земельный сервитут. Однако само явление с признаками, характерными для частного сервитута, осталось, как и норма, отсылающая к положениям гражданского законодательства.
Изменение данной теоретической конструкции вызвано стремлением законодателя к единообразному подходу к обозначению одних и тех же явлений различными правовыми актами. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации никогда не называл земельный сервитут «частным». То есть такая классификация земельных сервитутов содержалась только в нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации был приведен в соответствие с гражданским законодательством, которое в отношении регулирования данного вида сервитутов является специальным актом, то есть обладает приоритетом.
О приоритетном положении норм Гражданского кодекса неоднократно упоминают и авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации , которые вообще предлагали исключить нормы о публичном сервитуте из Земельного кодекса, включив их соответственно в Гражданский кодекс (п. 3.6.2. Концепции). Кроме того, авторы Концепции предлагали развить положения о сервитутах, установив целый ряд новых норм в тексте Гражданского кодекса, в том числе: новые классификации сервитутов, а также несколько иные правовые последствия их установления .
———————————
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2021 // Вестник ВАС РФ. 2021. N 11.
См.: раздел 5 «Сервитуты» Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.

Статья 23

Как видно из материалов дела, после приватизации земельный участок и объекты недвижимости находились в собственности одного лица — ОАО «А», а затем вследствие отчуждения земельного участка по договору от 28 марта 2021 г., заключенному до введения в действие ЗК и гл. 17 ГК, права собственности на земельный участок и на объекты недвижимости переходили к разным лицам.

Согласно ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК не знает.

Рекомендуем прочесть:  Как рассчитывается льгота ветерана труда на коммунальные платежи если он не собственник

Публичный сервитут

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени. Чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций. Для размещения линейного объекта публичный сервитут интересен его владельцу тем, что не требуется образования земельного участка. А значит, не нужно проводить множество кадастровых работ и регистрационных действий, изменять категорию земель и виды разрешенного использования земельных участков, изымать или предоставлять в пользование земельные участки.

С сентября 2021 г. вступает в силу закон, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута (Федеральный закон от 03.08.2021 № 341-ФЗ). Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках. «ЭЖ-Юрист» разбирается, в каких случаях будет возможен такой публичный сервитут, сколько времени потребуется на его установление, и заплатят ли что-нибудь правообладателям земельных участков.

Какие Сервитуты Подлежат Регистрации По Законодательству 2021г

  • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
  • его срок составляет менее трех лет;
  • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ).
За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права.
Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.
Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться:

Можно ли не регистрировать соглашение о сервитуте части земельного участка сельскохозяйственного назначения

Если в течение трех месяцев со дня внесения в государственный реестр отметки о возражении в отношении зарегистрированного права лицо, по заявлению которого она внесена, не оспорило зарегистрированное право в суде, отметка о возражении аннулируется. В этом случае повторное внесение отметки о возражении указанного лица не допускается.

Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

Установление сервитута на земельный участок: порядок в 2021 году

Данные о введении сервитута вносятся в реестр в течении нескольких недель после приема документации. В случае, получения выписки, в ней будет значится что участок находится в обременении сервитутом.
Действие сервитута прекращаются автоматически после истечения срока, указанного в условиях документа. Не исключено сокращение сроков при несоблюдении одной из сторон пунктов, прописанных в сервитуте. Вне зависимости от сроков прерывания правовых отношений, все действия должны быть отражены в госреестре ЕГРН.

Рекомендуем прочесть:  Оформление Материнского Капитала В 2021 Году

Частный сервитут носит персональный характер, поскольку устанавливается в пользу отдельного лица или группы лиц. Здесь речь не идет о целях муниципального или государственного значения. Установление сервитута может быть как принудительным, так и добровольным. Мирное урегулирование вопроса подкрепляется подписанием соответствующего соглашения. В нем прописываются условия и сроки пользования участком.
Земельный надел, находящийся в собственности, временно передается стороннему лицу. Подписанием соглашения, владелец дает разрешение на введение некоторых ограничений. В документе прописываются:

Как установить частный сервитут на земельный участок

Оформление этого права осуществляется путем создания договора, заключенного между владельцем территории и заинтересованным лицом. Если они не могут договориться, то в этом случае третье лицо вправе подать в суд.

  • за такую возможность придется платить компенсацию;
  • возможна лишь частичная эксплуатация участка, в соответствии с целями, установленными законом;
  • для того чтобы реализовать собственное право необходимо провести процедуры, обеспечивающие контроль, а также другие важные мероприятия;
  • обременение не может стать независимым предметом сделки, то есть его невозможно реализовать, заложить, а также отдать третьим лицам.

Какие сервитуты подлежат обязательной государственной регистрации

  • заявление любой из сторон;
  • подтверждение оплаты госпошлины;
  • правоустанавливающие бумаги на конкретную недвижимость, где оформляется сервитут;
  • договор по данному обременению;
  • выписки из Росреестра;
  • нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка.

В соответствии с действующим законодательством при переходе права на объект, обремененный сервитутом, он сохраняет свое действие вне зависимости от желания или нежелания нового владельца участка. При этом сам не представляет собой предмет:

На чем основывается и как осуществляется государственная регистрация сервитута на земельный участок

В заявление заносится запись о назначении ограничения, указывается на какой участок оно вводится: адрес, кадастровый номер, ФИО собственника. Обязательно вписывается срок ввода ограничения при заключении срочного обременения.

  • Передача документации на оформление в Единый государственный реестр прав.
  • Получение подтверждения о постановке на учет. В течение 7 рабочих дней происходит внесение записи регистрации сервитута согласно статье 16 ФЗ № 218. В законе сказано, что датой регистрации считается дата проведения записи в Едином реестре.
    • Скачать образец доверенности на регистрацию сервитута
    • Скачать бланк заявления о государственной регистрации сервитута
    • Скачать образец заявления о государственной регистрации сервитута

    При ситуациях, когда причина, по которой принимался сервитут, отпала, или после введения ограничения на участок землю стало нельзя использовать по целевому назначению (статья 276 ГК), необходимо провести процедуру по отмене действия сервитута одним из следующих способов:

    Какие Сервитуты Подлежат Регистрации По Законодательству 2021г

    Если сделка оформляется самостоятельно, необходимо составить три копии такого документа. Один для регистрирующего органа, другие – для участников сделки. В случае публичного сервитута договор составлять нет необходимости – процедура будет регулироваться принятым для этих целей нормативным правовым актом.

    1. Публичный. Данная процедура устанавливается для исполнения нужд государства, муниципалитета или граждан путем публичных слушаний. На основании проведения общего собрания принимается соответствующий законодательный акт федерального, регионального или местного характера. На основании публичной оферты может быть установлена оговоренная оплата за пользование территорией, которая возмещается из государственного или муниципального бюджета. Для частных лиц такой сервитут чаще всего носит безвозмездный характер.
    2. Частный. Данное право определяется путем заключения соответствующего договора между пользователем сервитута и фактическим владельцем земли. Отдельным пунктом соглашения может быть определена плата за ограниченное пользование, которое уплачивается заинтересованной стороной. Данная оферта применяется преимущественно для проведения хозяйственных работ, при необходимости их осуществления на чужом участке.
    Рекомендуем прочесть:  Льготы Ветеранам Военнй Службы В Ростовской Области В 2021 Году

    Какие Сервитуты Подлежат Регистрации По Законодательству 2021г

    Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

    Основа регулирования публичных сервитутов
    Госрегистрация публичного сервитута
    Определение понятия публичный сервитут в законодательстве
    Установление публичного сервитута. Порядок. Цели
    Публичный сервитут и общественные слушания
    Основания (цели) установления публичного сервитута
    Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
    Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
    Новое: нормы ЗК РФ о публичном сервитуте с 1 сентября 2021 года

    Какие Сервитуты Подлежат Регистрации По Законодательству 2021г

    содержать информацию о субъектах, в пользу которых сервитут установлен, об обремененном объекте недвижимости, о сфере действия и целях установления сервитута.
    В случае строительства, реконструкции или капитального ремонта сооружений, устройств и других объектов, проводящих к значительным ограничениям в пользовании земельными участками, последние изымаются у землепользователей и представляются, например, в постоянное (бессрочное) пользование — для размещения объектов стационарного назначения (например, опор линий электропередачи, запорных арматур для трубопроводов и т.д.); — во временное пользование — для прокладки подземных или надземных линий коммуникаций (например, земельные участки вдоль всей длины трассы прокладки подземного кабеля, трубопровода либо подвески проводов воздушных линий и т.д.).

    Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация сервитута (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Регистрация сервитута Федеральный закон от 13.07.2021 N 218-ФЗ(ред. от 28.02.2021)»О государственной регистрации недвижимости» Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 29.12.2021) 3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

    Статья 23 ЗК РФ

    3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

    15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

    Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры

    Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости. Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.

    Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

    Виктория Андреевна
    Практический опыт работы в качестве юриста общей практики - 8 лет. Всегда онлайн отвечу на Ваши вопросы. Пишите.
    Оцените автора