Судебная реформа 2021 все минусы

Судебная реформа 2021 года

Выходит, что апелляционный суд общей юрисдикции редко находится в том же субъекте, где и суд субъекта, рассматривающий дело по первой инстанции (это возможно только в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Сочи, г. Нижний Новгород, г. Новосибирск).

Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область,
Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия,
Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область,
Тульская область

Объявленная Путиным судебная реформа почти завершена

Реализовано далеко не все. Председатели судов сохранили неограниченный срок полномочий. Но теперь квалификационные комиссии не обязаны учитывать их мнение при даче рекомендации кандидатам в судьи, говорит председатель Совета судей Виктор Момотов. Также был введен новый вид дисциплинарной ответственности для судей в виде понижения квалификационного класса. Что касается источников пополнения судейских кадров, то тут изменений не произойдет, уверен Момотов.

Штат новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции укомплектован уже более чем наполовину, сообщил во вторник председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на пленарном заседании Совета судей. По его словам, общая штатная численность вновь создаваемых судов составляет 890 должностей. Квалификационные комиссии уже рассмотрели заявления от 906 кандидатов, и 567 из них (63%) рекомендованы к назначению. Пока еще не все из них утверждены указом президента, однако нет оснований беспокоиться о том, что суды не начнут работу в положенный срок, считает председатель Верховного суда. Он напомнил, что по закону новые суды могут считаться образованными после назначения не менее чем половины судей от штатной численности.

Судебная реформа 1864 года, ее плюсы и минусы

В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:

  1. Упразднение суда магистратов и ратуш.
  2. Отсутствие суда присяжных.
  3. Земский суд должен был быть заменен на представителей мирового суда.
  4. Внесение частных поправок в российское законодательство.
  5. Замена судебной процедуры и принципов судопроизводства.

Судебная реформа в России: коротко о главном

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2021 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, здесь.)

Закон и право

Реформа процессуального законодательства в 2021-2021 годах затронет разные этапы судопроизводства. Например, теперь представителями в гражданском и арбитражном процессах могут быть только граждане с высшим юридическим образованием или ученой степенью (соответственно, по юриспруденции).

Рекомендуем прочесть:  Пособие За Третьего Ребенка В 2021 В Ростовской Области

Однозначным плюсом представители юридического сообщества считают то, как регулирует обжалование решений процессуальная реформа с 1 октября 2021 года. Схема рассмотрения в вышестоящих инстанциях изменилась значительно, при этом суды имеют шанс стать более независимыми, так как кассация и апелляция теперь удалены от места вынесения решения, создаются специальные кассационные и апелляционные суды.

Судебная реформа в РФ

С 1 октября 2021 года вступают в силу изменения, внесенные во все процессуальные кодексы РФ. Течение судебного процесса изменится существенно. Созданы апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, рассматривающие жалобы в коллегиальном порядке. Как было заявлено, такие изменения направлены на унификацию и оптимизацию процедур и правил судов общей юрисдикции и арбитражных судов, стабильность принимаемых решений, а также на значительное укрепление независимости судей и существенное повышение общей эффективности системы правосудия в России. И сразу вопрос: о каком укреплении независимости судей может идти речь, если статьи 10, 19 Конституции РФ гласят: «Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны», «Все равны перед законом и судом», в статье 1 КФЗ «О судебной системе РФ» говорится: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Недостаточно? Как оказалось, недостаточно. С инициативой реформирования судебной системы выступил Пленум ВС РФ в октябре 2021 года. Верховный суд предложил внести поправки в процессуальные кодексы, а уже в процессе разработки нововведений были рассмотрены варианты изменения самой структуры судебных инстанций. Изначально предполагалось реформирование судов первой и второй инстанций, но не случилось. Основные решения будут приниматься все там же, все в том же порядке.

Пять апелляционных судов общей юрисдикции будут рассматривать жалобы только на решения вышестоящих судов, рассмотревших дело в качестве первой инстанции. Апелляционные жалобы на решения мировых судей и районных судов будут рассматриваться в том же порядке, что и раньше. Постановления по кассационным жалобам теперь будут выносить не судьи регионов, где находятся суды первой инстанции, а коллегии девяти кассационных судов общей юрисдикции. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции образованы по экстерриториальному принципу, в соответствии с которым границы судебных округов не совпадают с административно-территориальным делением государства. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов РФ, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции — от 14 до 21 субъекта РФ.

Судебная реформа 2021 все минусы

Его коллега, адвокат Владимир Тишин считает, что экстерриториальность правосудия второй и последующих инстанций в России — это вынужденная мера, минимальное, что можно сделать в сложившейся ситуации. Первая, позитивная, это исправление судебных ошибок более опытными судьями, в большем по численности составе, ещё одна возможность пересмотреть дело.

Начинается масштабная судебная реформа , в корне меняющая систему проверки судебных решений. Госдума приняла закон, создающий в судах общей юрисдикции отдельные кассационные и апелляционные суды. Если раньше дело могло пройти несколько этапов в одном и том же суде, теперь каждый раз новая стадия будет означать, что процесс переезжает в другой суд. Иногда даже в другой регион. Планируется создать десять кассационных судов, включая один кассационный военный суд, и шесть апелляционных судов, включая один апелляционный военный суд.

Судебная реформа 2021 года ударит по карманам россиян

Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.

Рекомендуем прочесть:  Размер Пособия Матери Одиночки В 2021

Теперь истец при подаче заявления в суд должен указать не только ФИО должника (или ответчика), но еще и один из его идентификаторов. К последним относится СНИЛС, ИНН, паспортные данные, серия и номер водительского удостоверения или свидетельства о регистрации транспортного средства. Ещё одна странная новелла. Вполне возможны случаи, когда в распоряжении граждан — истцов могут оказаться только ФИО ответчика и место его проживания. И как им искать другие идентификаторы?

Плюсы и минусы судебной реформы

Однако если сравнивать ситуацию десятилетней давности и нынешнюю, то глубоких изменений нельзя не заметить. Реально ли было раньше в судебном порядке обжаловать действия райисполкомов и уж тем более проверять на соответствие Конституции те или иные законы? А сегодня это стало вполне возможно. В советские времена не было Конституционного и арбитражных судов, институтов мировых судей и судебных приставов. С принятием федеральных Законов «О судебной системе РФ» и «О статусе судей в РФ» в нашей стране был фактически заложен фундамент нового здания системы правосудия. Судьи из чиновников превратились в представителей независимой ветви государственной власти. Напомню, что 10 лет назад существовали пресловутые списки #═1 и #═2, и те, кто был включен в эти списки, не могли оспаривать действия вышестоящего руководства — даже касающиеся увольнения. За 10 лет преобразований был радикально изменен статус судей, значительно уменьшились возможности административного воздействия на судейский корпус: сегодня судью нельзя ни уволить, ни арестовать, ни возбудить против него уголовное дело без согласия на то судейского сообщества.

Законопроекты, в которых так или иначе затрагивается вопрос о статусе судей, содержат ряд явных дефектов. Например, неудачным, на мой взгляд, является предложение об ограничении срока пребывания в должности председателя районного суда четырьмя годами, по прошествии которых экс-председатели должны будут каждый раз подтверждать свои полномочия. Боюсь, что при таком порядке у очень многих возникнет соблазн напомнить председателю суда, от кого зависит его переизбрание. Неприемлемыми я считаю положение о дисциплинарной и административной ответственности судей и процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности. Согласно законопроекту, в случае получения разрешения на возбуждение уголовного дела в отношении судьи предусматривается возможность передачи дела в суд и ареста уже без санкции судейского сообщества. Все эти нормы могут превратиться в сильнейшие методы законного административного и властного давления на судей. Равно как и пункт об отстранении судьи от занимаемой должности в случае возбуждения уголовного дела в отношении его родственников.

Рекомендуем прочесть:  Дети войны льготы и выплаты 2021 в москве куда обращаться

Судебная реформа 2021 года

Шестое. Наконец появилось единообразие в порядке уведомления оппонента в АПК и ГПК. Теперь по правилам обоих кодексов истцу нужно самостоятельно направить копию искового заявления всем лицам, участвующим в деле.

Главным прорывом реформы будет создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. До первого октября 2021 г. процесс обжалования судебного решения выглядел так: решение районного суда поступало в апелляционный суд города, кассационную жалобу на решение апелляционного суда рассматривал тот же суд, но другим составом судей. Таким образом, судьи должны были пересматривать решения своих коллег, с которыми они работают бок о бок. Существовал колоссальный риск небеспристрастности. Теперь дела из нескольких городов будут попадать в специальные сначала апелляционные суды, потом такие же кассационные. Риск личной заинтересованности судей в рассмотрении дел сводится к минимуму. Это безусловно положительное нововведение.

Судебная реформа 2021 все минусы

Судебная реформа приведет к значительным расходам
Следующая серьезная проблема – финансирование готовящейся судебной реформы. В отличие от кадрового вопроса, вопрос финансово-экономического обеспечения создания новых судов представляется куда более сложным. Для того, чтобы обеспечить деятельность кассационных и апелляционных судов, государству потребуется потратить внушительную сумму из федерального бюджета. Ведь речь идет, во-первых, о приобретении или аренде зданий, в которых будут размещаться судебные инстанции.

Только проведение самой судебной реформы обойдется, по мнению экспертов, не менее, чем в 4,4 млрд рублей, а обеспечение повседневной деятельности кассационных и апелляционных судов потребует уже других средств. Но можно говорить с уверенностью, что если государство на проведение судебной реформы соглашается, то значит и средства для реализации данной цели будут найдены.

Процессуальная реформа 2021

Судопроизводство в нашей стране давно требовало серьезного реформирования. И вот, законодатели, наконец, запустили серьезную процессуальную реформу. Большинство нововведений, конечно, интереснее профессиональным юристам, но мы решили поделиться с вами теми моментами, о которых нужно знать каждому.

На наш взгляд, нововведение важное и правильное, поскольку практически исключает ситуации, когда секретарь судебного заседания что-то не внес в протокол или внес с искажениями, а потом суд, вынося решение, использовал искаженную версию.

Судебная реформа

Федеральный судья в отставке Сергей Пашин заметил, что инициатива Верховного суда — «это средство ослабить региональные элиты, так как власть председателей областных, краевых и приравненных к ним судов серьезно уменьшится и сосредоточится в Верховном суде».

Первый зампредседателя комитета по законодательству Юрий Синельщиков также считает правильным, что «эти суды не будут закреплены за субъектом, чтобы не могли на них влиять губернаторы и мэры».

Судебная реформа в России

Кроме того, благодаря созданию специальных апелляционных судов можно будет существенно разгрузить и Верховный Суд РФ. В частности, апелляционные суды возьмут на себя рассмотрение дел по жалобам на судебные акты нижестоящих судов, не вступившие в законную силу. Это позволит освободить Верховный Суд РФ от выполнения функций, которые являются слишком малозначительными для его высокого статуса.

Есть и еще один нюанс: даже если кассационные и апелляционные суды будут независимы от региональных органов власти, несменяемость председателей судов усугубляет зависимость от них рядовых судей. То есть председатели судов сохраняют возможность оказания давления на решения, выносимые судьями. И это очень серьезная проблема, которая может существенно снизить реальную результативность готовящихся преобразований.

Виктория Андреевна
Практический опыт работы в качестве юриста общей практики - 8 лет. Всегда онлайн отвечу на Ваши вопросы. Пишите.
Оцените автора