Арендные отношения между сторонами закрепляются двусторонним договором. По нему могут быть сдан во временное пользование как один объект имущества, так и несколько с внесением, соответственно, общей платы или отдельно за каждый из них. В качестве формы расчетов выбирают:

  • твердую денежную сумму;
  • предоставление арендатором встречных услуг или передачу какой-либо вещи (в аренду либо собственность);
  • долю в полученном доходе от использования имущества, сданного в аренду;
  • несение расходов по улучшению арендованного объекта.

Величина установленных в договоре платежей может меняться в любую сторону, но только один раз в год и по взаимному согласию сторон.

Арендная плата в учете арендодателя отражается по дебету счета 91 («Прочие расходы») — для тех, у кого такая деятельность не относится к основной, или счета 90 («Выручка») — при аренде имущества, как основной деятельности. Все операции по такому договору ведутся в корреспонденции со счетом 76 по соответствующему субсчету. Если в аренду были сданы основные средства, то их стоимость и амортизацию необходимо также перевести на отдельный субсчет 01 и 02 счетов «ОС в аренде» и «Амортизация ОС в аренде». Сдача имущества в аренду подлежит обложению НДС, что в учете отражается записью Дт 76 Кт68. При фактическом поступлении средств по договору они проводятся как Дт 51 (50) Кт 76.

В налоговом учете платежи от сдачи в аренду признаются доходами от реализации, если такая деятельность является основной, а в противном случае — внереализационными доходами. Также к внереализационным доходам относят все расходы (включая амортизационные отчисления), относящиеся к содержанию такого имущества.

Затраты на аренду в бухгалтерском учете арендатора отражаются как расходы по обычным видам деятельности (проводка Дт 20, 26 или 44 Кт 76) с выделением НДС, начисленным арендодателем (Дт 19 Кт 76). При стандартном, то есть ежемесячном перечислении платежей счет 76 закрывается в корреспонденции со счетом 51 (либо 50), а счет 19 — кредитом счета 68 (предъявление к возмещению НДС из бюджета).

Еще одна распространенная ситуация — внесение аванса за аренду за несколько отчетных периодов, к примеру, полгода или год. В этом случае переведенная сумма аккумулируется сначала на Дт счета 97 («Расходы будущих периодов») с последующим списанием на 20 (26, 44) счета по заранее утвержденной схеме.

В налоговом учете арендатора плата за пользование имуществом включается в расходы на производство и реализацию продукции.

Прошу перезвонить мне

Ваше имя
Неверный ввод

Телефон *
Неверный ввод

Оформить заявку

Ваше имя
Неверный ввод

Телефон *
Неверный ввод

Неверный ввод